Эпидавр древнегреческий город в Пелопоннесе, на берегу залива Сароникос. Культовый центр бога врачевания Асклепия. Сохранился в руинах. Святилище Асклепия с дорическим храмом (380 до н. э.), богато украшенным скульптурой (ныне в местном музее и Национальном археологическом музее, Афины) с Фимелой (толосом; архитектор Поликлет Мл.); Абатон (большой, частично 2-этажный портик), храм Артемиды (оба 360-330 до н. э.). Вне священного участка стадион, палестра, театр (350-330 до н. э., архитектор Поликлет Мл.; фон для действия великолепный пейзаж).
Святилище бога-врачевателя Асклепия
Эпидавр древнее Святилище бога-врачевателя,Асклепия (основанное в 6-м веке до н. э.) в 150 км от Афин, недалеко от Микен.
Асклепий был сыном Аполлона и простой девушки по имени Коронис. Еще в детстве он познал все секреты медицины. Асклепия отдали на обучение мудрому кентавру Хирону. Асклепий превзошел учителя, и не только исцелял людей, кои толпами стремились в санаторно-курортныйЭпидавр, но и славился умением воскрешать мертвых.
Святилище Асклепия, включающее Ротонду, храмы Артемиды и Афродиты, Голос (древняя лечебница), а также храм Асклепион, было своеобразной лечебницей, куда в надежде на исцеление стекались паломники со всех уголков Греции. «Пациенты» проводили ночь в специальном помещении, в котором ползали священные змеи Асклепия, и во сне ждали появления самого бога и чудесного избавления от недуга. Впрочем, такое «лечение» не всегда приносило плоды, и тогда жрецы святилища прибегали к вполне медицинским методам. В святилище Эпидавра производились и хирургические операции: целый набор медицинских инструментов 5-4 веков до н. э. был обнаружен при раскопках. Лечили также молоком, вином, голоданием, целебными ваннами и т. д.
За вмешательство в божественные функции Зевс убил Асклепия обычным образом поразив молнией. Однако, поскольку врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра, жрецы продолжили дело покровителя нынешних оториноларингологов и хирургов Асклепий отныне являлся больным во сне. Сейчас от святилища, в подвале которого кишели змеи спутники статного Асклепия, практически ничего не осталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад.
Амфитеатр
Огромный поток паломников побудил местных жителей в 4-м веке до н. э. построить здесь театр, вместимостью 14 тысяч зрителей. Руководил его постройкой архитектор Поликлит-Младший из города Аргоса.
Вокруг орхестры расположены пятьдесят пять рядов сидений для зрителей. Все, кроме первого, выполнены из серого известняка. Первый ряд отводился для почетных зрителей, поэтому сами сидения были шире и удобнее, а камень, из которого они построены, имеет красивый розовый оттенок. В центре орхестры находится небольшой круглый камень алтарь Диониса, бога виноделия. Благодаря расположению рядов, все происходящее на орхестре было прекрасно видно и слышно с любого места. Особенно поражает акустика театра: даже шепот, звук зажигаемой на сцене спички или легкий удар монеты о камень алтаря Диониса прекрасно слышны на всех пятидесяти пяти рядах.
Проверено: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны. Площадка и ныне действует: говорят, лучшие театры в очереди стоят на представление и за честь почитают.
Каждое лето в театре проходят фестивали античной драмы, репертуар которых состоит из трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида и комедий Аристофана.